Главная arrow Темы arrow Использование служебного положения в личных целях: метод Лужкова-Батуриной
 
Использование служебного положения в личных целях: метод Лужкова-Батуриной E-mail
А. Путилин   
13.04.2007 .

Под использованием служебного положения в личных целях обычно понимают обогащение чиновника за счет государства.

В настоящей статье я не вкладываю в понятие «использование служебного положения в личных целях» указанное негативное явление. Если не доказано обратное, то человек в общем случае не виновен, он хороший. Всякий честный человек может использовать служебное положение в неких личных целях, если они благородные и общественно полезные.

Итак, я не оцениваю личные цели чиновника, использующего служебное положение. Я просто пытаюсь выяснить, каким образом некий высокий чиновник может использовать свое служебное положение. И я делаю это на ярком примере семьи Лужкова-Батуриной.

У Лужкова, как у очень высокого чиновника, есть разные возможности для использования служебного положения в личных целях (далее сокращенно именуется ИСПЛЦ). Я ограничиваюсь исследованием ИСПЛЦ в области строительства и недвижимости.

Строительство - очень сложный вид деятельности. Все мы помним ужасные трагедии: обрушение крыш Трансвааль Парка и Бауманского рынка. Это частные случаи. А в целом Правительство Москвы эффективно регулирует строительный рынок, распределяет площадки и объемы работ между многими компаниями. На рынке Москвы работают от 5 до 10 крупных строительных компаний, включая ИНТЕКО - группа компаний, принадлежащая Батуриной. Строительство идет, Москва обновляется. Цены на квартиры и коммерческую недвижимость заоблачные и не доступны большинству граждан. Но это же рынок! Говорят, правда, что все основные игроки этого рынка так или иначе связаны с Лужковым или его заместителями. И будто бы именно поэтому цены так высоки - это монопольные цены, конкуренции нет. Но это все домыслы врагов. Доказательств монопольного сговора никто никому не представил.

Я рассуждаю не об ответственности московских властей за ситуацию на рынке недвижимости, но о механизме использования служебного положения, который применяют Лужков и Батурина. Процесс согласования строительных проектов и строительных площадок очень сложный. В нем участвуют сотни людей из различных организаций, подчиняющихся Правительству Москвы. Если компания заинтересована в проекте, в строительной площадке, она встает на путь согласований и через год - два получает согласованный проект. Как говорится - хочешь жить, умей вертеться! Знающие люди говорят, что для согласования проекта нужно получить примерно 300 подписей ответственных чиновников Правительства Москвы и подведомственных организаций. Мы понимаем, что эти 300 спартанцев, ой, простите, лужковцев, стоят на смерть и не пускают чужаков на привлекательный московский рынок недвижимости.

Теперь представьте себе конкурс на некий строительный проект. Для участия в конкурсе нужно проделать большую работу по согласованию проекта и подготовить большое количество документов. В ходе подготовки документов нужно собрать громадное количество подписей чиновников, то есть победить этих 300 лужковцев. На бытовом уровне все меня понимают, поскольку знакомы с процедурами купли-продажи квартир, автомобилей и т.д. Даже в таких простых сделках нужны десятки подписей чиновников и множество различных документов. Соответственно, в принятии решений по крупным проектам участвуют в сотни раз больше людей и процесс в сотни раз более сложный. Это вполне справедливо - нельзя допустить повторения Трансвааль Парка.

Так вот, мы представили, как несколько фирм подали заявки и пытаются согласовать документы на этот строительный проект. Среди этих фирм есть ИНТЕКО (или иная фирма этой группы) и прочие претенденты. Все 300 чиновников, чьи подписи должны стоять на документах, естественно, знают, где заявка Батуриной, а где заявки конкурентов. Не трудно догадаться, что согласование документов Батуриной пройдет в 10 раз быстрее, чем остальные заявки.

При этом, заметьте, Лужков вовсе не будет предпринимать какие-то специальные меры, кому-то звонить и что-то просить. Все получится автоматически. Чиновники сами догадаются. В этом природа человека, особенно - чиновника. Каждый чиновник спешит угадать желание начальника и удовлетворить его. От этого зависит его судьба, карьера. Никто из чиновников не рассуждает таким образом: «Это заявка Батуриной, но она явно слабая. Я ее отклоню, а пропущу заявку конкурента. Мэр поймет мое решение, он справедливый.» Чиновники рассуждают так: «Заявка Батуриной слабая, но если ее отклонить - Мэр расстроится. Лучше сделать Мэру приятное: позвонить в ИНТЕКО и сообщить, где и что им в заявке улучшить нужно!» И вот уже на следующий день в конкурсную комиссию подвозят улучшенную заявку Батуриной. И ИНТЕКО, как всегда, выигрывает конкурс! При этом Лужков ни при чем, никому не звонил, никуда не писал. Хорошо настроенная система работает без сбоев, четко и быстро (для некоторых избранных)!

А где же здесь использование служебного положения вообще? Чист Юрий Михайлович как слеза ребенка! Это чиновники, подонки и негодяи, без разрешения мужа жене помогают.

Использование служебного положения здесь имеет место, это понятно. Оно в самом факте ведения деятельности ИНТЕКО на рынке Москвы. В цивилизованном демократическом обществе описанная ситуация сама по себе является уголовным правонарушением. Не может жена вести крупный бизнес в городе мужа - Мэра и становиться миллиардером. Это просто не возможно в Европе, в США! На Востоке такая ситуация является обычной: в Азербайджане, в Казахстане и даже в российском Татарстане многие родственники руководителей являются крупными предпринимателями. Все они используют служебное положение своих родных. Однако, Восток - дело тонкое, как все мы знаем. Россия не считает себя ни Востоком, ни Западом. Мы - специфические, суверенные. Мы - между Западом и Востоком.

Вторая существенная часть схемы Лужкова-Батуриной - это высокий политический пост мужа. Нужно быть не просто чиновником, нужно стать крупным политиком. Для чего? Ясно, как день: для прикрытия. У каждого чиновника можно найти грешки. Прокуратура не дремлет, Счетная палата работает. Сколько мэров уже выловили и посадили! Но вот если Мэр - один из руководителей Единой России, президентской партии, то что с таким Мэром может прокуратура сделать? Да никому в голову не придет расследовать какую-то там схему Лужкова-Батуриной. Не может идейный лидер Единой России мошенником быть по определению! Не может тень Лужкова лечь на Президента!

Поскольку в России в отличие от цивилизованного мира схема Лужкова-Батуриной процветает, Владислав Сурков назвал нашу демократию «суверенной». Типа, мы сами с усами, Ваш западный опыт нам не указ. Конечно, схема Лужков-Батурина далеко не единственное изобретение наших кремлевских суверенных демократов. Да и не их это изобретение вовсе. Они его только одобрили, утвердили и на поток поставили. А изобретатель, конечно же, сам Юрий Михайлович. Богата Россия на изобретателей и рационализаторов! Особенно в области распила бюджетов и использования служебного положения в личных целях.

Благодаря описанной схеме использования служебного положения мужа Батурина стала миллиардером, олигархом. Никаких законов России ни Лужков, ни Батурина не нарушили. При этом, как указано выше, вполне возможно, что личная цель Лужкова благородна и полезна обществу. Например, он, возможно, на семейные средства хочет пчеловодство на пенсии развивать и россиян медом снабжать. Или он планирует еще больше скульптур Церетели подарить Москве и миру. Или еще что-то доброе и вечное для людей сделать.

В Кремле полагают, что схема Лужкова-Батуриной в целом весьма позитивна в условиях суверенной демократии России. Муж городом управляет и Единую Россию к победе на выборах ведет вместе с соратниками. Жена строит активно, зарабатывает очень хорошо. Москвичи радуются, на третьем канале Мэру здравницы поют, на выборах проголосуют «за», конечно. Цены на недвижимость при этом монопольно высокие, но это побочный эффект в целом эффективной схемы работы рынка недвижимости Москвы.

Целесообразно такую хорошую схему распространить по всей России. И вот уже поехали московские чиновники Российскими регионами управлять: Георгий Боос в Калининград, Шанцев в Нижний Новгород. Скоро можно ждать новостей из Форбс о новых родственниках-олигархах, успешно строящих в этих губерниях.

Вот так мы и живем - мирно и дружно, некоторые - богато, а большинство в нищете. Ничего нового я никому не открыл. Все и так все знают. Почему молчим? А что сказать можно? Ведь все по закону, все с Кремлем согласовано.

И, тем не менее, попробую оценить схему Лужков-Батурина. Оценивать можно с различных позиций. Выберу оценку с точки зрения лиц:

  • хозяйственника-коммуниста
  • иудея
  • русского.

 

1. Возможная оценка схемы Лужков-Батурина хозяйственником-комунистом.

Коммунисты любят плановое хозяйство и не любят рыночные механизмы. Схема Лужков-Батурина позволяет не пускать на рынок чужаков, распределять объекты между своими компаниями и планировать работу. А план - это великая вещь для планового социалистического хозяйства! Все спланировано, мощности загружены, люди работают. Благодать, да и только! Молодец, Лужков, молодец, Батурина - скандируют на демонстрациях коммунисты.

 

2. Оценка схемы Лужков-Батурина с точки зрения иудея

Как известно, у иудеев нет понятия справедливости, отличного от понятия законности. Все что законно - все справедливо. Собственно, у всего цивилизованного общества подход к справедливости такой же. Однако, в цивилизованном обществе и законы цивилизованные. Там жены мэров миллиардерами за 5 лет не становятся. Именно поэтому эту оценку я не называю цивилизованной, но иудейской. При этом я не вкладываю в это определение никакой негативный смысл. Просто это важно понимать. Поскольку в схеме Лужков-Батурина нарушения законов нет, то эта схема с точки зрения иудея абсолютно справедлива, моральна и этична. Молодец Юрий Михайлович, хорошие законы в Думе провел, у Президента их подписал. Теперь все 300 чиновников Мэрии, утверждая строительные проекты, на Батурину работают абсолютно легально, законов не нарушают. Чиновники по всей России эту схему внедряют, строительные фирмы родственников проектами загружают. Поскольку в Единой России на всех чиновников уже мест не хватает, мудрые руководители в Кремле решили еще одну партию создать - Справедливую Россию. Хорошая схема получилась!

 

3. Оценка схемы Лужков-Батурина с точки зрения русского

У русских как всегда свои заморочки со справедливостью. Да, схема Лужкова-Батуриной вполне законна. А справедливость где? Почему проекты Батуриной быстро согласуют, а другие подрядчики годами мучаются? Отвечу - не мучаются они уже! Все подрядчики-конкуренты уже поняли - чужакам на рынке Москвы не место. 300 лужковцев на смерть стоят, никого не пускают. И вообще, государство у нас правовое, а не справедливое! Вот когда правоведы понятие «справедливость» юридически опишут, в законодательство внесут, тогда можно будет оценку схемы Лужков-Батурина c точки зрения русской справедливости дать. А пока нет такой возможности. Вернее, интуитивно русские понимают, что схема не справедливая и что Лужков вместе с Батуриной плохие люди (хотел сказать: «мошенники», да вспомнил - нельзя, клевета это, по закону карается). Но обосновать русские этого не могут. Вот тут парадокс возникает. Почему русские думают, что схема Лужкова не справедливая и что Лужков - плохой человек и при этом за него на выборах голосуют? Объяснений этого парадокса может быть два:

А) В загадочной русской душе не возникает противоречивых метаний в ситуации, когда нужно проголосовать за плохого Лужкова на выборах Мэра Москвы и за Единую Россию, где он один из руководителей, на выборах в Думу. Это мистика.

Б) Русские реально не голосуют за Лужкова и за Единую Россию, но выборная система настроена так, что нужный Кремлю результат все равно получается. Поскольку настройку выборной системы делать все сложнее, приходится в сложных ситуациях менять главу Избирательной комиссии.

P.S. Вот Президент Всемирного Банка Пол Вулфовиц своей любовнице Шахе Ризе заработную плату на 60 000 долларов в год повысил, и все банковское сообщество уже негодует, Пола к отставке призывает. Пол сильно извиняется, Шаху свою сразу увольняет без выходного пособия. Может быть, Пол устоит, но репутацию себе он сильно подмочил. Случай этот с Полом очень показательный. Наш Мэр значительную часть рынка недвижимости жене отдал, не то, что жалкие 60 000 долларов заработной платы прибавил. И все хорошо, все счастливы, Мэра все любят, Президент его принимает и работу его одобряет. А все потому, что законы нашей суверенной демократии очень мудрые и люди терпеливые. Ждем назначения Лужкова на очередной срок.

 

 

Следует ли изменить законы так, чтобы чиновники не могли использовать служебное положение в личных целях по схеме Лужков-Батурина?
58% (94)
42% (67)

 

. (4 )

 

 
« .   . »